НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

До нач.18 в. гл.центрами образования в Твер. обл. были школы при мон. и ц., где изучались чтение, письмо, церк. пение. Преподаванием занимались также отд. учителя. До 17 в. учились гл. обр. по рукописным букварям и книгам, заучивая их наизусть. Важную роль в развитии Н.о. в нач. 18 в. сыграли реформы Петра I, положившего начало системе гос. уч. заведений. В 1714-19 в Твери открыто первое светское уч. заведение - Цифирная школа. В 1722 в Федоровском мон. создана Славяно-русская школа. В 1739 Твер. епархиальная школа преобразована в Тверскую духовную семинарию, к-рая с сер. 1740-х гг. была единств. уч. заведением в Твери. В 1770-83 в Бежецке действовала школа, открытая дьяконом Гавриловым (обучалось до 70 учеников). В 70-80-х гг. 18 в. в Твер. губ. создана система гос. общеобразоват. школ: Гл. нар. уч-ще в Твери (осн. в 1786) и малые нар. уч-ща в Твери и уездных городах (в Гл. уч-ще срок обучения 4 года, в малых - 2 года). Финансирование уч-щ шло за счет добровольных пожертвований и из средств Приказа обществ. призрения, обучались в них дети купцов и мещан. В 1779 в Твери открыто уч-ще для детей дворян (содержалось на средства губ. дворянства) с 3-х летним сроком обучения (кроме общеобразоват. предметов преподавались тактика, гос. право, рисование, основы геодезии, а также верховая езда и фехтование). К кон. 18 в. в Твери действовали Гл. и малое уч-ща, дворянское уч-ще, духов ная семинария, в губернии - 12 малых уч-щ и духовные семинарии в Бежецке, Кашине, Осташкове и Торжке. В нач. 19 в. в ходе реформы Н.о. в Твери открыто первое ср. уч. заведение - Тверская мужская гимназия, на базе малых нар. уч-щ открыты уездные уч-ща: в 1804 в Твери и Осташкове, в 1805 в Кашине, Бежецке, В.Волочке и Торжке, в 1807 - в Ржеве и Калязине, в 1836 в Корчеве. К 1813 в губернии открыто также 19 приходских уч-щ. Наряду со школами и уч-щами Мин-ва нар. просвещения в 30-40-х гг. 19 в. в Твер. губ. создавались ведомственные уч. заведения: в 1835-46 Твер. удельная контора открыла 8 сел. уч-щ (св. 250 учеников), Твер. палата гос. имуществ к 1845 имела 48 школ для подготовки писарей (св. 800 учащихся). Однако все школы и уч-ща давали лишь нач. образование и являлись "тупиковыми" (т.е. переход из них в ср. школу был невозможен).

После отмены крепостного права (1861) во мн. селах и деревнях Твер. губ. по инициативе и на средства крестьян открыты школы грамотности (давали элементарные навыки чтения и письма, учителя - гл. образом, отставные солдаты или представители низшего духовенства); в 1872-92 число таких школ возросло с 85 до 883. Большую роль в развитии Н.о. в Твер. губ. сыграло земство, к-рое создавало и содержало нач. земские школы (их число в 1872-92 возросло с 240 до 503). Несмотря на нехватку средств, земские школы внесли большой вклад в дело распространения грамотности среди крестьян. Начиная с 80-х гг. 19 в., пр-во внедряло в противовес земским школам церковно-приходские школы, находившиеся под контролем местного духовенства (к 1892 - 215 школ, уровень преподавания в них был ниже, чем в земских). Особую группу составляли образцовые министерские уч-ща, находившиеся непосредственно в ведении Мин-ва нар. просвещения. К кон. 19 в. в Твер. губ. работали ок. 690 нач. школ, в к-рых обучались св. 58,4 тыс. мальчиков и св. 16,4 тыс. девочек. В 90-х гг. уездные уч-ща в городах реорганизованы в многоклассные гор. уч-ща, в 1875 в Твери открыто Тверское реальное уч-ще.

В 1-й пол. 19 в. в системе Н.о. начали складываться элементы профессионального образования: в нек-рых уездных и приходских уч-щах открыты дополнит. классы для обучения ремеслам. В 1883 школа кондукторов в В.Волочке преобразована в Вышневолоцкое уч-ще кондукторов путей сообщения. В 1883 школа кондукторов в В. Волочке преобразована в Вышневолоцкое уч-ще кондукторов путей сообщения. В 1870 - 73 в Ржеве действовала земская техн. школа, готовившая техников для местных пр-тий. В 1877 в Твери Общ-во доброхотной копейки открыло ремесл. уч-ще (с 1898 - школа ремесл. учеников), к-рое готовило специалистов - токарей, кузнецов, слесарей и столяров.

Развитие системы Н.о. требовало квалифицированных кадров учителей. С этой целью в 1870 по инициативе губ. земства в Твери открыта женская учительская школа, в 1871 - земская учительская школа в Торжке, (с 1875 Новоторжская мужская учительская семина рия).

К сер. 19 в. произошли изменения и в системе жен. образования: в 1839 открыто первое женское училище в Осташкове, в 1859 - 79 в Твер. губ. открыты 5 жен. гимназий (св. 730 учениц), действовала 21 частная жен. школа (ок. 730 учениц) и 2 жен. епархиальных уч-ща (для дочерей духовенства). В 1858 открыто Тверское, в 1859 - В.-Волоцкое мариинское жен. уч-ща, к-рые в 1862 были преобразованы в мариинские женские гимназии (первые ср. уч. заведения для девочек). В нач. 20 в. сеть ср. уч. заведений Твер. губ. включала 2 мужские гимназии, 6 реальных уч-щ (в т.ч. 2 в Твери), 13 жен. гимназий. После 1912 гор. уч-ща преобразованы в т.н. высшие начальные уч-ща с программой неполной ср. школы (в 1913 в 24 уч-щах св. 2,6 тыс. учеников).

В 1913 на 1000 жит. Твер. губ. приходилось 4 ученика ср. школ и 66 учеников нач. школ: в нач. школах всех типов обучалось в 1913 св. 155,6 тыс. чел., однако 74% выбывали до полного окончания курса.

После 1917 все уч. заведения Твер. губ. переданы в ведение губ. отдела нар. образования (в 1919 - 21 его возглавил Ф.В. Бадюлин - один из рук. школьного стр-ва в Твер. губ.). В 1918-19 уч. году произведена перестройка системы Н.о.: создана система единой школы с 2 ступенями - первой (5 лет) и второй (4 года), к-рые в совокупности составляли ср. 9-летнюю общеобразоват. школу. В 1917/18 - 1918/19 уч. годах число нач. школ в Твер. губ. возросло с 2575 до 2805 (число уч-ся увеличилось на 20 тыс., учителей - на 1,5 тыс. чел.), число ср. школ - с 72 до 124. В 1920 в 144 школах 2-й ступени - ок. 15 тыс. учеников (в т.ч. св. 6,5 тыс. - в сел. местности). В 1920 во всех нач. школах введен 4-х летний срок обучения, создан новый тип неполной ср. школы с 7-летним сроком обучения (семилетки). В 1921/22 уч. году в Твер. губ. созданы 7 первых школ фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) для рабочих-подростков. Для обучения рабочей молодежи в объеме ср. школы в 1922 в Твери образован первый рабфак (см. Рабочие факультеты). Стр-во Н.о. в Твер. губ. осуществлялось в тесной связи с ликвидацией безграмотности. В 1925/26 уч. году 84,4% детей школьного возраста учились в нач. школах 1-й ступени. В 1925 созданы 3 первые школы крест. молодежи (ШКМ), в 1927/28 уч. году их число возросло до 17 (св. 1,3 тыс. уч-хся). В ходе выполнения закона 1930 о всеобщем обязат. обучении в 1934 повсеместно введено нач. обязательное обучение (в городах - обязательное 7-летние). К моменту создания Калининской обл. (1935) на ее терр. 3565 нач. школ, 728 семилеток, 453 ср. школы, в нач. классах - 398 тыс. учеников, в 5 - 7 классах - 125 тыс., в 8 - 10-х классах - 4 тыс. Только в 1936 в обл. построено 45 новых школ, приспособлено под школьные нужды св. 30 зданий и к 30 школам сделаны пристройки. В годы Вел. Отеч. войны школьному х-ву обл. нанесен огромный ущерб: гитлеровцы разрушили 1059 школ (в границах обл. 1944). Работы по их восстановлению нач. сразу после изгнания оккупантов: в 1942 восстановлены 545 школ, на 1 окт. 1944 действовали 2443 школы. В 1943 открыты первые вечерние школы. В 1949 нач. переход ко всеобщему 7-летнему обучению: 63 нач. школы реорганизованы в 7-летние, открыто 40 школ-интернатов, построено 40 новых и отремонтировано 300 школьных зданий. В сер. 50-х гг. началась подготовка к введению всеобщего ср. образования. В 1956 отменена плата за обучение в старших классах (в том же году в школах обл. созданы первые ученич. производ. бригады, в к-рых получали практич. полготовку к будующей трудовой жизни). В 1956 число ср. школ в обл. возросло до 186, одноврем. создано 200 школ-интернатов и пришкольных интернатов (5 тыс. уч-ся), получила развитие кабинетная система обучения (в 1956 создано ок. 640 уч. кабинетов).В 1959 в обл. завершен переход к 8-летнему обязат. обучению. С 70-х гг. особое внимание уделялось развитию школьного дела на селе, только в 1971-75 построено св. 100 новых сел. школ на 19,6 тыс. мест.

В 1984/85 уч. году в обл. 10 школа различных типов (в т.ч. 2 средних с 132,6 тыс. уч-ся, 399 8-лених с 25,2 тыс. уч-ся, 384 начальных 5,1 тыс. уч-ся), завершается переход всеобщему ср. образованию. В 1984/ уч. году 99,8% выпускников 8-х класс продолжали учиться в ср. школах, ПТУ ср. спец. уч. заведениях. Продолжало развитие кабинетной системы обучен (число уч. кабинетов приблизилось 5,8 тыс.). В Твери действовало 3 спецшколы ( 17 - с углубленным изучени математики, 6 и 35 - с преподавание ряда предметов на иностр. яз.). До усиления помощи семье в обл. были созданы 12 школ с продленным днем (св. тыс. уч-ся) и ок. 1,7 тыс. групп проденного дня (ок. 60 тыс. детей), что составило ок. 41% от общ. числа учащихся 1 - 8 классов. Для выработки у дет. трудовых навыков широко использовали уроки труда в спец. кабинетах, пришкольных участках и в межшкольных уч.-производств. комбинатах, а так практика на пр-тиях, в к-зах и с-зах (в 1984/85 уч. году за ср. и 8-летним школами закреплено св. 350 базов пр-тий; для школьников старших класс создано св. 7 тыс. рабочих мест, подготовка осуществлялась по 88 профессиям). На 1 янв. 1990 в системе Н.о. обл. было 1078 школ различных типов, в т.ч. 350 нач. школ, 391 8-летняя, 305 - средних, 8 - школ-интернатов(из них 2 средние), 24 вспомогат. школы для аномальных детей (слабовидящих, глухонемых, умствестно-отсталых и др.). Обучение взрослых велось в 31 вечерней школе и консультац. пунктах, а также на базе 131 днев. школы. В нач. школах было ок. 5,2 тыс. учеников,в 8-летних - с 23,6 тыс., в средних - св. 147,3 тыс в школах-интернатах - св. 1,8 тыс., вспомагат. школах - св. 4,2 тыс., системе очно-заочного обучения взрослых - 5,4 тыс. чел. В школах работало св. 13,2 тыс. учителей. Кроме того в обл. работали 18 школ системы Мин-ва путей сообщения (8,7 тыс. учеников, св. 400 учителей).

На нач. 1992/93 уч. года в области действовало 1083 днев. общеобразовательные школы, в т.ч. 1 лицей, 4 гимназии и школ с углублен. изучением различных предметов. Численность уч-ся составила 190 тыс. чел. В первом классе, организованном в дошкольн. учреждениях обучалось 1,2 тыс. детей. В 1992 окончили ср. школу 8 тыс. чел., из них награждены медалями 414.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Поисковая страница              Общие сведения