ТРАНСПОРТ

Одна из важнейших отраслей нар. х-ва Твер. обл. Благодаря Т. пром-сть обл. получает сырье,полу фабрикаты, готовые изделия из различных р-нов СНГ (хлопок из Ср.Азии, металл с Урала, из Череповца, кислоты и красители из Моск. и Ивановской обл. и т.п.), а сел. х-во - минеральные удобрения, зерноуборочные комбайны и др. продукцию. В свою очередь пром. и с.-х. пр-тия отправляют в др. обл., края, республики СНГ и зарубежные страны экскаваторы, башенные краны, льнокомбайны, искусств. волокно, древесину, хл.-бум. ткани и пр. Наибольшее значение имеет ж.-д. транспорт. Стр.-во ж.-д. линий в Твер. губ. началось в сер. 19 в. Ж. д. Петербург — Москва сдана в эксплуатацию в 1851, Москва.-Виндаво- Рыбинская - в 1869, отдельные участки ж. д. Сонково - Савелово, Сонково - Пестово построены в 1921 - 23. В 1990 эксплуатац. длина ж. д., состоящих в ведении МПС, ок. 1800 км. С С.-З. на Ю. - В. терр. обл. пересекает Окт. (до 1923 Николаевская) ж.-д. магистраль. Осн. грузы: строй мат-лы, лес, руда, хим. и минерал. удобрения, нефть и нефтепродукты, машины и многое другое. Велико значение дороги для внеш.-торг. связей, осуществляемых через С.-Петерб. и Мурманский торг. порты. С водным транспортом она взаимодействует

Бологовский железно-дорожный вокзал

также через ряд портов на Белом море, Беломорско-Балтийском, Волго-Балтийском каналах, канале им. Москвы. На электрофицированной линии Москва - С.-Петербург курсируют самые быстрые в стране пассажирские экспрессы ("Красная стрела", "Рус. тройка", "Аврора", "Сев. пальмира"), развивая скорость до 300 км/час. Такие скорости стали возможными благодаря созданию бесстыкового пути, сваренного в длиномерные 800-метровые рельсовые плети на железобетонных шпалах и щебеночном основании, новейшей автоблокировке, совершенным средствам связи и управления. Юж. часть обл. пересекает ж. д. Москва - Рига через Ржев (узел ж.- д. линий Моква - Рига, С.-Петербург - Брянск), Нелидово - Западная Двина. По вост. части обл. проходит ж.-д. линия через Кимры, Калязин, Кашин, Сонково, связывающая Москву с С.-Петербургом. На С. обл. проходит ж. д. Бологое - Рыбинск (через Удомлю, Максатиху, Бежецк, Сонково), а С.-З. - ж. д. Бологое-Осташков-Торопец с выходом на Великие Луки и далее в Прибалтику. К дорогам местного значения относятся ж. д. Тверь-Лихославль-Торжок-Кувшиново-Осташков, линии Тверь-Васильевский Мох. Перевод ж.-д. транспорта на электровозную и тепловозную тягу ускорил доставку и удешевил перевозку грузов. Крупными ж.-д. узлами являются Бологое, Ржев. Среди ж.-д. станций выделяются Тверь (Калинин), Лихославль, Вышний Волочек, Сонково. Ж.-д. транспортом общего пользования в 1992 было перевезено 5,7 млн. тонн грузов. Ок. 35% составляют строит. мат-лы и минерал. удобрения. Важное место в перевозках занимают лесные (включая дрова) и нефтяные грузы, каменный уголь и кокс, хлебные грузы, черные металлы и лом черных металлов. В кон. 1980-1990-х гг. увеличился грузооборот. Возросло и число пассажиров, перевозимых по ж. д.

Большое значение в перевозке грузов (строит. мат-лов, нефтяных, лесных, хлебных грузов, каменного угля) и пассажиров принадлежит речному транспорту. Из судоходных рек наибольшее значение имеет Волга. Для судоходства используется Иваньковское ("Московское море"), Рыбинское и Вышневолоцкое водохранилища, а также озера Селигер, Мстино, Пено. Гл. речной порт - Тверской, основан в 1853 пароходным обществом "Самолет", в настоящее время входит в состав Москов. речного пароходства. Ему подведомственны порт Кимры на лев. берегу р. Кимрки, пристани: Весьегонск на прав. берегу р. Мологи, Калязин в устье р. Жабни, на вост. берегу Угличского водохранилища, В.Волочек на лев. берегу р. Цны, Осташков на вост. берегу оз. Селигер. В состав Тверского порта входят (в 1990) Тверской и Конаковский грузовые р-ны, речные вокзалы в Твери и Осташкове, судорем. мастерские, ок. 170 судов в т. ч. 40 пассажирских, 18 плавучих кранов грузоподъемностью от 3 до 16 т, 5 землесосных снарядов и гидроперегружателей, Конаковская и Зубцовская паромные переправы через р. Волгу.

Речной вокзал в Твери

Порт Тверь производит добычу, сортировку и погрузку песка, песчано-гравийной смеси. Местным флотом перевозят для пр-тий обл., Москвы, С.-Петербурга, Петрозаводска, Череповца, городов Волжско-Камского бас. миллионы тонн нар.-хоз. грузов (кирпич, железобетон, бумагу, лес, пиломат-лы, зерно и т. п.). На перевозках используются буксирные теплоходы типа "Речной" мощностью 450 л.с., толкающие составы из 1-4 барж. К грузовым причалам могут подходить суда типа "река - море" - "Волго - Дон" и др. В 1992 речным транспортом отправлено - 5,0 млн. т. грузов. Пасс. флот порта Тверь обслуживает население Твер., Моск., Ярославской, Вологодской и др. обл. по Волге от Ржева до Углича, на оз. Селигер, Пено, Вышневолоцком, Мстинском водохранилищах, выполняет экскурсионные прогулочные рейсы. За навигацию перевозится св. 2 млн. чел. С 1992 началось сокращение речных пассажирских линий, наблюдается частая отмена рейсов, в связи с увеличением финансовых расходов на содержание ликвидируются пристани и причалы. На местных линиях используются скоростные комфортабельные пасс. суда типа "Метеор", "Ракета", "Заря", "Зарница", а также теплоходы "Москва", "Москвич" и др. У причалов Тверского речного вокзала швартуются 2-х и 3-х палубные экскурсионные суда из Москвы, С.-Петербурга, Астрахани, Уфы и др. городов. В 1960 в Калининском порту был открыт филиал Рыбинского речного уч-ща им. В.И. Калашникова, в котором готовят кадры судоводителей для речного флота.

Велика роль автомобильного транспорта. Протяженность автомобильных дорог общего пользования составляет св. 10,2 тыс. км, в т. ч. с твердым покрытием - св. 8,6 тыс. км. В 1992 введено в действие 86,28 км дорог. Все города и р-ные центры обл. соединены дорогами с твердым покрытием. Осн. часть центр. усадеб к-зов и с-зов связаны с райцентрами улучшенными дорогами. Протяженность автобусных линий превышает 24,8 тыс. км, в т. ч. 16 тыс. км междугородних, на к-рых ежегодно используется св. 1350 автобусов, 10 райцентров (Бежецк, Вышний Волочек, Зубцов, Кувшиново, Максатиха, Осташков, Ржев, Рамешки, Торжок, Удомля) и обл. центр связаны прямым автобусным сообщением с Москвой. Через Твер. обл. проходят автобусные маршруты Новгород-Москва, Псков-Москва. Внутригородское автобусное сообщение имеется в 24 нас. пунктах обл. Автомобильным транспортом общ. пользования перевезено 1491 млн. чел., 15,1 млн. т. грузов (1992). В пределах обл. наиболее значительные перевозки грузов осуществля ются между Тверью и гг. Торжок, Вышний Волочек, Ржев, Кимры, Бежецк, Конаково, Осташков. Осью дор. сети является автомагистраль союзного значения Москва - С.-Петербург. Большинство др. важных дорог обл. по существу являются подъездами к этой магистрали. Начало стр-ва "перспективной дороги" между Петербургом и Москвой длиной 770 км относится к 1720 - 26. В 1817 - 37 была построена дорога Петербург - Москва, выложенная камнем. За годы сов.власти она превратилась в автомагистраль.

Др. дорогой общегос. значения является магистраль Москва - Рига (протяженность в пределах обл. 261 км, а с подъездами к Западной Двине, Нелидово, Оленино -276,6 км). Дорогами республиканского значения являются магистрали Смоленск-Духовщина-Белый-Нелидово, Торжок-Кувшиново-Осташков, Вышний Волочек-Бежецк-Сонково-Мышкино, Загорск-Калязин-Рыбинск, Калязин-Горицы-Кушалино, Тверь-Бежецк-Красный Холм-Весьегонск. Среди дорог обл. значения выделяются трассы Бологое-Куженкино, Рамешки-Максатиха, Торжок-Луковниково-Старица, Медное-Конаково-Иваньково и др.

Новым видом транспорта Твер. обл. является трубопроводный. Его развитие обусловлено тем, что в конце 60-х гг. обл. получила сжиженный, а в начале 70-х - природный газ. По терр. обл. проходят газовые магистрали: Серпухов - С.-Петербург, Белоусово - С.-Петербург, газопровод Ухта-Торжок-Минск ("Сияние Севера") и газопроводы-отводы от Моск. кольца, что позволило подать природный газ коммунально-бытовым и с.-х. пр-тиям, а также к газовым приборам жителей гг. Твери, Вышнего Волочка, Бологое, Кашина, Лихославля, Ржева, Конаково и мн. рабочим поселкам и нас. пунктам в сел. местности. К 1990 в обл. было построено св. 1600 км подземных газопроводов, в т. ч. 325 км в сел. местности, газифицировано 148 пром., 434 коммунально-бытовых и с.-х. пр-тий, 446 тыс. квартир, в т.ч. 151,7 тыс. квартир в сел. местности. В обл. природным газом пользуется 185,5 тыс. квартир. Уровень газификации по обл. достиг 86,4%, а в Твери - 93,6%. Газ в топливном балансе обл. составляет 22%. Реализация природного газа по обл. в год составляет 1278,0 млн. куб. км, в т.ч. по Твери 706 млн куб. км. Гор. электротранспорт имеется только в Твери. Первый электрич. трамвай пущен в 1901, а первая троллейбусная линия введена в эксплуатацию в 1967. На улицы Твери ежедневно выходит св. 200 трамваев и 95 троллейбусов. Ежегодно трамваями перевозится св. 125 млн., а троллейбусами ок. 50 млн. пассажиров.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Поисковая страница              Общие сведения