РЕЗЬБА И РОСПИСЬ ПО ДЕРЕВУ


 

 

РЕЗЬБА И РОСПИСЬ ПО ДЕРЕВУ, худ. промысел по изготовлению и украшению предметов утвари, убранства крест. жилища, орудий труда. Дер. посуду в Твер. губ. выделывали повсеместно (ендовы, скобари, ковши, чаши, миски, солонки, ложки, круглые доски на поддоне для нарезки мяса, пряничные доски и др.). Для украшения дер. посуды резьбой, на внеш. поверхности ее вырезались крупные лучевые солярные розетки, на передней ч. свадебных ковшей - растительные мотивы и знаменательные для новобрачных даты. Характерными для Твер. губ. были ковши с двумя-тремя резными конскими головами на передней ч. рукояти ('конюхи'). Праздничные блюда имели резные надписи по краю, напр. 'Чем дом богат,тем хозяин рад' (Весьегонский у.), рельефные узоры посередине, инициалы, даты. Кружки для пива и кваса украшались резным узором и объемной фигурой петушка на крышке ('коновка'). В 1867 образцы дер. посуды демонстрировались на выставке в Твери, где изделия из В.-Волоцкого у. отмечены похвальными листами. Среди резных изделий из дер. наибольшой интерес вызывают пряничные доски. Убранство крест. жилища изобиловало резьбой и росписью по дереву. Трехгранно-выемчатая или накладная резьба характерна для украшения наличников. Поздний тип наличников с резными кронштейнами обильно украшался причудливым кружевным узором, в к-рый вписывались изображения рыб, птиц, двуглавых орлов. Орудия труда так же богато украшались резьбой (набойные доски, вальки, рубели, швейки, гребни, веретена, детали ткацкого стана, прялки). Гл. элемент узора - простая лепестковая розетка, сочетающаяся с крупной вихревой или небольшими полурозетками. Редко среди узоров вырезались инициалы, растительные мотивы (см. т.1, Прялки). Швейки (приспособления для шитья) украшались круговыми орнаментальными мотивами или розетками с сережками на уплощенной доске (Ржевский у.). Вышневолоцкие швейки - 'копанки' имели форму 2-3 - ярусной башенки в виде колоколенки с гладкими, витыми или фигурными столбиками, иногда с мелкой резьбой на ярусах, надписями ('на памят') и инициалами. В Осташковском у. варьировалась форма круглоствольной прялки в виде простого многогранного столбика, украшенного ногтевидной резьбой с простой розеткой на донце, или в виде фигурных балясин, близких резным столбикам на крыльцах и мезонинах крест. изб. Стояки в швейках имели густое рифление или покрывались мелкими зубчиками. Кашинские швейки с рабочим ящиком имели узкое длинное ступенчатое донце ('хвост') с выемчатой резьбой. Вальки (для стирки белья) и рубеля (для глажения белья) украшались круглыми (Торжок) или ногтевидными выемками (Калязин, Бежецк) и трехгранно-выемочной резьбой (Калязин, Кашин, Торжок). В орнаменте на рубелях осн. место принадлежит вихревым, лучевым и лепестковым солярным розеткам, к-рые заполняют всю поверхность доски. В торжокских вальках имелись композиции, сочетающие мелкий узорный фон с розетками, звездочками и квадратами. На бежецких изделиях использовались узорные овалы. Гребни (для чесания льна) украшали контурной (Кашин, Старица), выемчатой (Бежецк, Калязин) или трехгранно-выемчатой (Бежецк, Тверь) резьбой. Орнамент размещался около основания высокого выступа, реже на боковых сторонах и окаймлял узкой полоской донце, оставляя нетронутой большую часть доски, либо застилал всю ее поверхность. В 16-17 вв. Тверь - центр по изготовлению резной дер. скульптуры. В 18-19 вв. это иск-во получило развитие и в др. городах губ. В Калязине вырезались фигуры святых для церквей (зол. медали на выставках в Париже и Суэце), в Осташковском, Ржевском, Зубцовском и др. уездах - фигурки местночтимого святого Нила Столобенского; в церквях Кашина и Осташкова встречались резные иконостасы; известен резной декор царских врат Вознесенской ц. в Старице.