ОРНАМЕНТ


 

 

ОРНАМЕНТ Тверской, древнейший способ декорат. оформления предметов прикладного назначения. Нар. О. Твер. земли сохранили древние и своеобразные черты, отражающие аграрно-магич. обряды: культ неба, солнца, земли, плодоносящих сил природы. Твер. вышивка использует образы древнеслав. языч. мифологии и символики: разнообразные солярные знаки (круг, ромб, прямой и косой крест, розетка), изображения "древа жизни", птицы-павы, стилизованной жен. фигуры, ладьи, коня, дракона и др. Культ солнца находит выражение в мотивах солнечной ладьи, всадника в сопровождении жен. фигуры, олицетворяющей богиню земли, жар-птицы с золотыми перьями или огненного кольца. Особый интерес представляют вышивки, связанные с с. -х. календарным циклом , в к-рых неизменно присутствует жен. фигура. Изобразит. решение этих традиционных тем отличается лаконичным выразит. рисунком, монументальным характером образов, строгой уравновешенностью композиции. Своеобразную особенность орнаментального построения вышитых полотенец составляет ярусность их композиционного строя, в к-рой чередуются расшитые ряды и полосы цветной ткани, лент и кружева. В орнаментике пропильной резьбы, украшающей дерев. дома, выражаются космологич. представления древних славян, их вера в защитно-обереговую силу изобразит. символа. В системе декора традиц. жилища широко используется геометрич. О. оберегового архетипа, имеющий общие черты с археологич. находками в Новгороде -зигзаги и полукружия на причелинах символизируют запасы дождевой воды в "верхнем" небе и передачу этой воды вниз. В оформлении наличников широко использованы растит. и зооморфные мотивы (конь, дракон, лев, куница, заяц, белка и др.). Узор резных твер. прялок состоит из сплошных орнаментальных полей. Осн. мотивами их украшения служили круг и розетки рельефной резьбы, солярные знаки - обереги, перемежающиеся с дугами и пальметками. Мелкие розетки разного рисунка вкомпоновываются в большие круги. Встречаются образы языч. символики - изображения человеч. фигуры и птиц. Для твер. набойки 17-18 вв. характерно своеобразное решение таких мотивов, как тюльпаны, цветы-розетки, пышные побеги с луковицеобразными листьями. Оригинальные локальные признаки несет на себе и орнаментика многообразной по назначению и форме нар. одежды: традиц. северо-великорус., а также костюм ржевских "тудовлян", твер. карел и бежецких "теблешан". Праздничная рус. белая муж. рубаха украшалась вышивкой в нагрудной части, мелким узором в виде косой сетки. Широко использовался орнаментальный узор в украшении жен. свадебных, покосных и "жальных" рубах, осташковских и торжокских поясов, головных уборов и платков. Многочисл. образцы твер. узорного ткачества отличаются высоким композиционным мастерством, особенно на свадебных полотенцах и в нар. декорат. скатертях. Орнаментальная резьба на прялках перекликается с узорами на швейках, рубелях, ковшах, наличниках, пряничных досках, что свидетельствует о единых художеств. -стилистич. особенностях, выработанных многими поколениями местных мастеров. Осн. вариативные формы твер. орнаментальной культуры группировались вокруг старинных центров: Твери, Старицы, Торжка, Бежецка, Калязина, Кашина, Зубцова, Ржева, Осташкова, Торопца, Весьегонска.