ЕВАНГЕЛИЕ ТЕТР


 

 

ЕВАНГЕЛИЕ ТЕТР 1606 г. печатника Анисима Михайловича Радишевского-волынца - уникальный пам. древнерусской книжности, второе иллюстрированное Е. со времени начала книгопечатания на Руси. Печаталось в Москве в типографии при "царском дому". Начато 30 марта 1605 г. в конце царствования Бориса Годунова при патриархе Иове, печаталось в период правления Лжедмитрия 1 при патриархе Игнатии, закончено 29 июня 1606 г. в начале правления В. И. Шуйского при патриархе Гермогене. Тираж Е. не известен. Сохранилось 7 экземпляров книги: в РГБ, РГАДА, ГИМ, ГПИБ, РНБ, БАН и ГАТО. А. М. Радишевский приехал в Москву из Литвы в 1586 г. как переплетный мастер, за издание книг взялся "повинуясь повелению". Напечатал всего 2 книги: Евангелие 1606 г. и "Устав церковной службы" 1610 г., к-рый в 1633 г. был запрещен, все книги изъяты и сожжены - первое в России цензурное преследование книги. "Доромановское" Е. 1606 г. также оказалось под запретом. Е. 1606 г. - одна из наилучше оформленных русских старопечатных книг. Гравюры Е. (изображения 4-х евангелистов, заставки, инициалы, "цветки" - рамки на полях для маргиналий) - своеобразнейшая группа в древнерусской книжной гравюре - не были использованы в дальнейшем и остаются уникальными среди пам. древнерусской книжности. Гравюры выполнены первоклассным равером (резцом) необычной и индивидуальной гравюрной техникой, построенной на пересеченном штрихе. Рисунки к гравюрам исполнены незаурядным художником (знаменщиком), крупным мастером "строгановской" школы живописи ХУ1-ХУ11 вв., стилю к-рой присущи тонкая кружевная манера рисунка, дробность и детальность, доведенная до ювелирной узорности, элементы восточной декоративности. Светское начало в декоративном оформлении Е. преобладает над церковными канонами. Имена художника и гравера неизвестны, но исследователи считают обоих мастеров в числе лучших художников до Смутного времени. По своему декоративному стилю Е. Радишевского напоминает рукописное Евангелие Ивана Басова из Твери, написанное и изукрашенное за 10 лет до этого. Сочетание живописно-декоративного замысла с искусством книги делает Е. уникальным. Пышный декоративизм в оформлении определен социальным назначением издания. Книга напечатана в период эфемерных и незаконных правителей, отражала идеи и потребности крупных служилых людей, поддерживавших Бориса Годунова и Лжедмитрия, выдвинувших Шуйского. В послесловии к Е., в обращении к Шуйскому, призывая к "миру и тишине", издатели так определяют назначение книги в тот сложный исторический период: "идольское нечестие искорени и истоптати, и люди светом благоразумия благочестие просвещати". Печатано в две краски, обрез золотой с чеканом геометрического орнамента. Экземпляр ГАТО достаточно полный, неплохой сохранности, был дважды реставрирован в начале и во 2-й пол. Х1Х в. О судьбе экземпляра известно, что 20 декабря 1820 г. книга была куплена Иваном Образцовым у инока Пахомьева монастыря Варсонофия. В 1930-1970-хх гг. находилась в пользовании церковной общины Покровской старообрядческой церкви в г. Ржеве, откуда 25 ноября 1981 г. была передана в ГАТО. Лит.: Сидоров А. А. История оформления русской книги. М.- Л., 1946; Сидоров А. А. Древнерусская книжная гравюра. М., 1951.