ФРЕСКИ ТВЕРСКИЕ


 

 

ФРЕСКИ ТВЕРСКИЕ памятники твер. церк. настенной живописи 15-16 вв., исполнены в смешанной темперной технике, основой к-рой является роспись по сырой штукатурке (собственно фреска), детали прописывались "по-сухому". Ф.т. открыты в 1903 в ходе арх. раскопок собора Михаила Архангела и Никольской ц. в Старице, расписанных в нач. 15 в. Незначит. фрагменты (роспись фона, фрагмент с волнистой красной полоской) хран. в Твер. гос. объединен. итс. - архит. и лит. музее. Наиболее интересные фрагменты с изображением фриза полотенец (завес), украшенных шрифтовидным орнаментом, опубликованы в 1906. Редким для рус. монументального иск-ва является передача способа крепления завесы на кольцах к планке или шнуру (подобное известно лишь по росписям 14- нач. 15 вв. новгородско-псковского круга). Орнаментика фресок Старицы связана с творч. переработкой балканских изобразит. мотивов. Уникальными являются фрески Рождества Богородицы ц. в с. Городня, исполненные после пожара 1412 при кн. Иване Михайловиче и его сыне Александре. Фрагментарно роспись сохр. в южной алтарной апсиде на скосе окна, в нише на простенке между юж. и центр. апсидами (орнамент в виде кругов с растит. узором). На белокам. кладке стен и столпов - рисунки темперой, принадлежавшие мастерам, работавшим над росписью ц., связанные с тематикой фресок: полуфигурные изображения Ефрема Сирина, юноши, головки ангелов, старца, святых, жен. лик солнца и др. Коллекция фресок ц. Рождества Богородицы хранится в Твер. обл. карт. гал. В 1967 с алтарной стены быв. нижней ц. в Городне снята фреска "Святитель Николай". Ок. 1500 фрагментов фресок, сбитых со стен при ремонте 1740-х гг., найдены в 1977 в процессе реставрации под полом ц., в т.ч. фрагменты композиций "Иоанн Предтеча в пустыне", "Ведение Иоанна-младенца ангелом", "Рождество Иоанна Предтечи", "Богоматерь Знамение" и др., отдельные фрагменты с изображением ликов, рук, одежды, архит. мотивов, декора фона и полотенец. Фрески ц. Рождества Богородицы подтверждают значимость для Твери традиций Владимиро-Суздальской Руси, обнаруживают близость к памятникам круга Андрея Рублева. Колорит Ф.т. построен на смягченном контрасте красновато-охристых, коричневых и холодных белесых, голубых, зеленоватых тонов. Оригинально сочетание в росписи миниатюрных и большемерных изображений. Среди последних - фрагмент фрески "Святитель Николай", образ к-рого отмечен возвышенным благородством, пропорциональностью черт чисто русского лица, воплощает тип строгого, но доброго наставника, характерный для искусства Твери того периода. В сценах из жития Иоанна Предтечи проявилась особая пластика рисунка (иногда данного углубленной линией), обобщенность письма, экспрессивная выразительность образа. Динамично проложены светлые "оживки", очень характерно изображение глаз цельно, одним цветом, без акцентировки радужек. Живописно решены голубоватые разделки бород, причесок. В передаче жемчужного шитья одежд как бы запечатлелось движение руки худ. Пейзаж в сцене "Иоанн в пустыне" лиричен, легкостью и грациозностью выделяется фигура ангела, ведущего Иоанна-младенца. Отдельные лики наделены особой просветленностью выражения (лик Иоанна Предтечи, фрагмент неизвестной композиции жития). Ф.т. 16 в. известны лишь единичными памятниками: фрагмент фрески с алтарной стены южной апсиды Вознесенского собора Оршина мон. "Онуфрий Великий в молении облачному Спасу" (ок. 1567) хран. в собрании Твер. обл. карт. гал. Она исполнена, очевидно, монахами Оршина мон. Изображение Онуфрия близко твер. иконам 16 в. и отличается архаизацией местных традиций; выразит. решение декора орнаментальной каймой, украшенной белой растит. ветвью с 4-лепестковым цветком, характерно для памятников поволжского круга. На быв. наружной сев. стене ц. "Белая Троица" в Твери, ставшей стеной чердака после позднейшей пристройки, сохр. фреска 16 в. "Троица Ветхозаветная", однако из-за загрязненности и труднодоступности худ. оценка пам. затруднена. Лит.: Шебякин А.П., Крылов А.П., Раскопки в Старице 1903 г., в кн.: Труды Второго Тверского археологического съезда, Тверь, 1906, с. 447-64; Попов Г.В., Рындина А.В., Живопись и прикладное искусство Твери 14-16 вв., М., 1979.