ТВЕРСКАЯ ШКОЛА ЖИВОПИСИ


 

 

ТВЕРСКАЯ ШКОЛА ЖИВОПИСИ, сложилась в период самостоят. существования Тверского кн-ва (сер. 13-сер. 15 вв.), развивалась во взаимодействии с иск-вом Сев. - Вост. Руси, Новгорода, Пскова, Москвы, а также под влиянием визант. и южно-слав. традиций и иск-ва зап. - рус. земель, входивших в то время в состав вел. кн-ва Литовского. Сохранившиеся произведения твер. живописи (миниатюрной, станковой и монументальной) условно подразделяются на три временные группы, соответствующие периодам наивысшего подъема полит. и культурной активности Твер. кн-ва: кон. 13- нач. 14 вв., рубеж 14-15 вв. и сер. 15 в. Самые ранние из известных памятников Т.ш.ж. датируются кон. 13 в. Начальный период твер. живописи характеризуется стремлением к возрождению норм иск-ва киевской и владимировской земель, что обуславливалось ведущим положением Твер. кн-ва среди др. кн. в Сев. - Вост. Руси. К 1-й четв. 14 в. проявились специфич. особенности Т.ш.ж.: напряженность образов, ярко выраженная графичность в сочетании с тенденцией к повышенной пластичности форм и отд. деталей. Наиболее яркие памятники этого периода - иконы "Борис и Глеб" (кон. 13 в., Киевский гос. музей рус. иск-ва), "Рождество Богоматери" (кон. 13-нач. 14 вв.). и "Спас поясной" (1-я пол. 14 в., обе в ГТГ; Москва), а также миниатюры "Хроники Георгия Амартола" (кон. 13-нач. 14 вв.). Твер. икона "Борис и Глеб" - одно из древнейших изображений этих князей (возможно воспроизводит индивидуальность их облика), в решении образов переданы скорбь и мужество, сочетание контрасных красно-коричневых и синих тонов восходит к киевской системе колорита. В орнаментировке одежд сказались черты иск-ва владимиро-суздальской земли. Серебр. фон, белые нимбы, особенная собранность многоцветной живописи, характер высветлений восходят к традициям домонгольской живописи. Насыщенность белильных оживок находит аналогию в новгородской живописи 12-13 вв. Наряду с этим памятник отмечен рядом черт, свойственных только Т.ш.ж.: при статичности, уравновешенном цветовом ритме изображение наполнено внутр. экспрессией (это подчеркнуто динамикой линий, энергичным высветлением ликов), высветления даны длинными штрихами по формам, их экспрессия, пластичность насыщают изображение светом, движением. Эти специфич. черты Т.ш.ж. получили в дальнейшем широкое развитие. Наиболее яркой отличит. чертой Т.ш.ж. стала неизвестная ранее в рус. иск-ва степень худ. экспрессивности. Особая напряженность образов в произведениях Т.ш.ж. сочеталась с подчеркнутой статичностью, живописность исполнения - с линейным началом. Для твер. памятников были характерны также насыщенность и выбеленность цвета. Отмеченные качества характерны для "Царских врат с Иоанном Златоустом и Василием Великим" (14 в., ГТГ). Выраженная образная экспрессивность этих памятников достигалась утрировкой ликов и обилием тонких протяженных пробелов. Колорит решался в белильном ключе, характерны сочетания киновари с голубым, перламутрово-зеленого и розового с сиреневым оттенком. Спад полит. активности Твери в 1-й пол. 14 в. способствовал росту в среде твер. феод. верхушки консервативных настроений. В этой обстановке в твер. иск-ве наметились тенденции к изоляции от внеш. воздействий, строгому следованию местным стилистич. началам, во многом определившие дальнейшее развитие Т.ш.ж. Одной из гл. причин архаизирующих тенденций была активная и осознанная оппозиционность Москве, ставшей к этому времени ведущим худ. центром. Обостренный интерес к древнейшим формам местного иск-ва отразился в упомянутых памятниках 14-15 вв. Своеобр. проявлением архаизирующих тенденций стало обращение к канонам и традициям визант. иск-ва (на протяжении 14 в. Тверь поддерживала устоичивые связи с Византией и юж. славянами). Влияние культуры греко-слав. мира прослеживалось в твер. живописи вплоть до 16 в. Пристанищем выходцев из Византии (среди к-рых, возможно, были и художники) стал Федоровский монастырь в Твери. Памятниками этого круга являются: икона "Спас поясной" (кон. 141-я пол. 15 вв., Твер. обл. карт. гал.), по значимости образа, артистизму исполнения стоящая в ряду наивысших достижений др. - рус. живописи; 2-сторонняя выносная икона "Богоматерь-Одигитрия" и "Никола" (1 четв. 15 в.), иконы из поясного чина 15 в. "Богоматерь" и "Иоанн Предтеча" (все - музей им. А. Рублева) и др. Процесс переработки твер. художниками визант. и южнослав. традиций отразился и в иконах "анисимовского чина" (15 в., ГТГ); наз. по имени коллекционера А.И. Анисимова). Сложным ритмом, богатым цветовым решением выделяется т.н. "Кашинский иконостас" (15 в., ГТГ и ГРМ), из к-рого сохр. 13 икон деисусного ряда, 11 - пропроческого и 7 - праздничного. Богатый контраст киноварного и голубого тонов характерен для т.н. "Голубого Успения" (15 в., ГТГ). Мерцающие голубоватые оживки обогащены сиреневыми и розовыми тонами, в торжестве голубого цвета утверждается главенство духовного начала над телесным, отражающее осн. идею христианства о главенстве божественного над земным. Произведения тверских мастеров обнаруживают причастность к таким выдающимся явлениям др. - рус. живописи как круг и школа Феофана Грека, Андрея Рублева, Дионисия Ферапонтовского. Это подтверждают фрески Рождества Богородицы ц. в с. Городня (1-я четв. 15 в., см. фрески тверские), икона "Троица Ветхозаветная" (1484-1485, Музей им. А. Рублева) твер. мастера Паисия и др. произведения. В 16 в. в твер. живописи наряду с архаизирующими тенденциями все большее распространение получали мотивы, заимтвованные от моск. иск-ва, специфичность твер. и др. местных школ в этот период нивелировалась общерус. тенденциями, средоточием к-рых стала Москва. Однако мастера быв. самостоятельных центров долго сохраняли верность древним канонам. Памятники Т.ш.ж. 16 в. отмечены сплавом традиц. местных черт с чертами моск. иск-ва. Таковы иконы деисусного чина 16 в. из собрания Твер. обл. картинной галереи ("Спас с силах", "Богоматерь", "Иоанн Милостивый", "Василий Великий"). Экспрессивное начало древних твер. памятников в иконах 16 в., значит. смягчилось, но сам тип ликов, система их моделировки, даже орнаментальные мотивы одежд восходят к памятникам Т.ш.ж. 14 в. Худ. общность тверской живописи со школами Пскова и Новгорода отражает икона "Небесная Сень" типа походной ц. (1588, Твер. обл. карт. гал.) - оригинальный ист. - худ. памятник, В ней воплощена идея единства русской ц. во главе с Московской кафедрой, подчеркнута роль мон. строительства. Интенсивное развитие поволжских центров сказалось на формировании стилистических особенностей иконописи. Произведениями Т.ш.ж. 16 в. "поволжского" круга являются икона "Чудо Георгия о змие", створки складня "Георгий" и "Дмитрий Солунский" (ГТГ), список створки врат кон. 16 в. с сюжетами "Изгнание из рая" и "Притча о хромце и слепце" (Твер. обл. карт. гал.). В 17 в. живопись Твери в значит. степени утратила свое своеобразие и влилась в общее русло рус. иск-ва, отразив общерус. тенденции (широкое обращение к светским сюжетам, к более жизненной трактовке форм). Интересный памятник этого периода - икона "Михаил и Арсений Тверские с Тверским кремлем и Преображением" (Твер. обл. карт. гал.). Худ. значимость памятников, созданных твер. художниками в 13-16 вв., определяет большой вклад твер. мастеров в развитие др. - рус. иск-ва. Лит.: Евсеева Л.М., Кочетков И.А., Сергеев В.Н., Живопись древней Твери, М., 1974; Попов Г.В., Рындина А.В., живопись и прикладное искусство, Твери 14-16 вв., М., 1979; Судакова Н.Ф., Калининская областная картинная галерея, Л., 1974.

 

 

 

 


Богоматерь


Спасс