"САМОЛЕТ"


 

 

"САМОЛЕТ", пароходное об-во пасс. перевозок, учреждено в 1853 В.А.Глазенапом и Адлерскроном, правление в Петербурге. Первонач. предполагалось соединить Николаевскую (ныне Окт.) ж.д. в месте пересечения ее с Волгой в Твери пароходным сообщением с Ярославлем и прилегающими р-нами. На Волге были устроены пароходные пристани в Твери, Корчеве, Угличе, Рыбинске и Ярославле. Первые три колесных парохода ("Тверь", "Рыбинск" и "Ярославль") были куплены об-вом в 1853 в Бельгии и в 1854 доставлены в разобранном виде в Твер. гавань. Здесь суда собрали и оснастили, и в 1854 они впервые в России открыли регулярное пасс. сообщение по Волге от Твери до Ярославля. К кон. 1850-х г. об-во владело 21 пароходом. В 1856 трасса пасс. сообщения продлена до Н.Новгорода, в 1857 до Казани, в 1858 по р.Каме до Перми, в 1859 по Волге до Саратова, в 1861 по Оке до Елатьмы, а затем по р.Мологе. К нач. 1860-х г. пароходы "С". плавали от Твери до Астрахани. В 1864 об-во "С". организовало регулярное движение пароходов в весенний период (до спада воды) от Твери до Ржева. В 1887 на линиях об-ва появились пароходы типа "Пушкин", вмещавшие 60-80 пассажиров. Твер. губ. об-ву "С". принадлежали искусств. пароходная гавань (сооружена в 1855-57, см. Тверские судоремонтные мастерские) с мастерскими в устье р.Тьмаки, 12 пасс. пристаней и 17 пароходов. В 1918 все пр-тия и пароходы "С" были национализированы и переданы в ведение Верхневолжского р-ного управления водного транспорта, контора к-рого находилась в Твери в доме быв. Епархиального правления на ул.Трехсвятской. Лит.: Шубин И., Из истории судоходства на Волге, "Волга", 1923, N 5, c.43-59; Саратов В., Из истории волжского флота, "Речной транспорт", 1981, N 5; Основные факты в становлении и развитии водного транспорта на Верхней Волге в дореволюционный период и за годы Советской власти. Сост. Н.В.Давыдов, Калинин, 1982.