РАСКОЛЬНИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ(старообрядчество)


 

 

РАСКОЛЬНИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ(старообрядчество), религ.-обществ. движение, зародилось в сер. 17 в. в связи с церковно-обрядовой реформой, начатой в 1653 патриархом Никоном с целью укрепления церк. орг-ции. Противники реформы выступали за сохранение "древнего благочестия", против исправления рус.богослужебных книг по греч. образцам. Реформа проводилась насильств. методами, что вызвало протест в широких слоях населения, в т.ч. местного духовенства, посадского люда и особенно крестьян, к-рые связывали с "новой верой" ухудшение своего положения и усиление крепостнич. гнета. Противники реформы получили наз. раскольников или старообрядцев. В кон. 17- нач. 18 вв. раскольники активно участвовали в разл. антифеод. выступлениях и подвергались жестоким преследованиям. Пр-во Петра 1 в нач. 18 в. ослабило репрессии, но установило для раскольников повышенное налогообложение. С 18 в. в Р.д. усиливались консервативные тенденции. На смену активному протесту против офиц. церкви и обществ. строя приходило стремление к самоизоляции. В Р.д. наметились два гл. течения: поповщина (признание старообрядч.духовенства и всех "священных таинств") и беспоповщина (отрицание церк. иерархии и нек-рых "таинств"). Со 2-й пол. 18 в. Твер.губ. была одним из центров Р.д. В Ржеве купеч. старообрядч. верхушка фактич. заправляла жизнью города, местная старообрядч. община поддерживала связи с др. общинами, в Ржеве размножались раскольничьи "священные" книги. В сер. 18 в. в Ржеве и у. проживало большинство старообрядцев-поповцев Твер.губ. По офиц. (заниженным) данным в 1854 в Твер.губ. насчитывалось св. 15 тыс. старообрядцев, в т.ч. 7,75 тыс. поповцев (гл. обр. купцы и мещане). Беспоповство было распространено гл. обр. среди гос. крестьян, а также в крупных промысловых селах. В 1854 в Твер. губ. офиц. статистика насчитывала 7,2 тыс. беспоповцев, центром к-рых было с.Кимры. В 19 в. старообрядцы фактич. обособились от остального нас.губ. Их верхушка использовала эту обособленность для идейного и эконом. подчинения массы единоверцев. Численность старообрядцев снижалась: в 1893 по офиц. данным в Твер.губ. насчитывалось всего 7,2 тыс. представителей обоих течений раскола. Лит.: Карцов В.Г., Социальные основы и реакционная роль старообрядчества в антифеодальном движении народных масс, в кн.: Из прошлого Калининской области, Калинин, 1965.