ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ

Художественная жизнь твер. края органически связана с культурным развитием Сев.-Вост. Руси. Известные произведения домонгольского периода свидетельствуют о развитии искусства в русле общерусских традиций, сопостовимы с пам. Рязани, Владимира, Киева (фрагмент вышитого очелья из Иворовского кургана близ Старицы, ТГОМ; предметы женского княжеского убора 12 - нач. 13 вв. из твер. клада 1906, ГРМ и др.). Твер. ремесленники в совершенстве владели сложной техникой худ. обработки металла - сканью, зернью, эмальерным делом, серебрянной узорной насечкой и др.

В период политич. и культурного единения творческих сил сев.-вост. земель в 13 - 14 вв. Тверь была крупным центром, где на основе сложного синтеза киевского и владимиро-суздальского наследия, формировалось исскуство рус. Северо-Востока. Тверь выдвинулась в ведущий культурный центр этого региона. Сформировавшиеся здесь худ. традиции оказали влияние на искусство Москвы 14 в., определили некоторые особенности древнерусской живописи 15 в. Твер. искусство 16 в. сыграло роль в худ. жизни Верхнего и Среднего Поволжья.

Тверь ранее Москвы выступила в роли культурного центра, что соответствовало полит. устремлениям княжества на рубеже 13 - 14 вв. Определяющим в духовной жизни был призыв к единству рус. земель, утверждение необходимости единодержавной власти, а также особого положения Твери в качестве преемницы Владимира и Киева. Худ. силы группировались вокруг княжеского двора и епископской кафедры. Идеологич. программа Твери оказалась важной для становления идеологии Русского гос-ва в целом. Патриотические идеи единения, независимости были восприняты и развиты Москвой, возглавившей централизацию Руси.

Уже во 2-й пол. 13 в. в Твери возобновилось общерусское летописание, возводились кам. постройки (Успенский собор Отроча мон., 1269, Спасо-Преображенский собор, 1285 - 92), велась работа по восстановлению церковно-гражданских правовых норм (сб-к "Мерило праведное", кон. 13 в.). Среди рукописных пам., отразивших идеологическую программу, - тверской список "Хроники Амартола", в к-рой помещен ктиторский портрет князя Михаила Ярославича Тверского. Как одного из авторов миниатюр "Хроники" известно имя тверского художника нач. 14 в. Прокопия.

В связи с восстановлением культурно-худ. традиции важное значение имело владимиро-суздальское искусство (икона "Борис и Глеб" 13 в., белокам. маскароны Спасо-Преображенского собора и др.). Тверь выступила оплотом домонгольской Руси среди княжеств, подвегшихся разорению. В этом ее положение исключительно по сравнению с Новгородом и Псковом, где традиция искусства не прерывалась.

Тверь рано стала крупным монастырским центром. Наиболее активные мон. оказывались во главе заметных движений в искусстве. Так Федоровский мон. (находился в устье р. Тьмаки) был центром культурных связей с Византией и православным Востоком. Обостренный интерес к культуре Византии для поднимавшихся княжеств был обращен к духовной среде, важной для домонгольской Руси. Отрочь мон. явл. провозвестником зап. влияний, чему способствовала его тесная связь с Полоцким княжеством. В худ. жизни это отразилось в освоении традиций зап. обл. В кон. 12 -1-й четв. 14 вв. отмечается существенность новгородской традиции, особый интерес представляет наличие сходных черт в худ. пам. Твери и Пскова, что предполагает общ. истоки на ранних этапах формирования местных школ.

Значение худ. жизни Твери времени Михаила Ярославича и ближайших его преемников трудно переоценить в целом в рус. культуре. В изучении твер. искусства пам. этого периода остаются первоосновой. Твер. искусство 13 - 1-й пол. 14 вв., синтезировавшее традиции разных школ, обладало стилистическим своеобразием. Это указывает на значительность худ. сил в Твери в названный период.

После антимонгольского восстания 1327 положение меняется. По летописи худ. инициатива связывается с церковно-монастырскими кругами, с епископской кафедрой, однако твер. двор, судя по характеру худ. работ, был вне их ведения. В худ. убранстве Спасо-Преображенского собора в этот период утверждались прежние идеи вели чия и особой предназначенности Твери в объединении рус. земель. Глубоко раскрыта идея единения в соответствии с местной идеологией в пластине соборных врат "Троица Ветхозаветная". Кратковременный подъем культур. жизни в нач. правления Михаила Александровича (1367-1399) оборвался с поражением Твери объдиненными силами рус. князей во главе с московским (1375). Оппозиционность Москве обусловила сознательную архаику в твер. искусстве, идеализацию "золотого века" - времени правления Михаила Ярославича (иконы "Архангел Михаил", царские врата с Василием Великим и Иоанном Златоустом, все 14 в., ГТГ). Вторым направлением, развивавшимся на почве соперничества с Москвой, стал византийский стиль.

Для характеристики культуры и худ. устремлений Твери в нач. 15 столетия интересно "Послание Епифания Премудрого к игумену Тверского Афанасьевского монастыря Кириллу" (ок. 1414-15), в котором Епифаний достаточно высоко оценивает твер. духовную среду.

В "Послании" ярко и полно охарактеризован Феофан Грек, творчеством к-рого интересовался твер. игумен. Просвещенность твер. об-ва относительно византийского искусства не была праздной. Как эталон гос. худ. программы здесь рассматривалось ветхозаветное "Соломоново строительство". Игумена Кирилла интересовали тематические "бытийные" сцены в творчестве Феофана Грека, скорее всего это было связано с поисками образцов для росписей твер. храмов.

На рубеже 14-15 вв. возобновляется худ. активность княжества. Идеи реставрации величия Твер. княжества продолжают быть главенствующими. Ведутся росписи в Спасо-Преображенском соборе, в новопостроенных соборах в Старице, Вертязине Городке. Контакты с византийским миром не играют в это время заметной роли в культуре, хотя наблюдается подчеркивание этих связей. Так, в местной литературе, греческое посольство 1399 и присланная с ним икона "Страшный суд" рассматривается как исключительное событие в худ. жизни. Икона была прислана в ответ на пожертвования тверичей византийскому императору в борьбе против турок. Подобные подарки были присланы в рус. княжества, участвовавшие в сборах.

На рубеже 14-15 вв. как источник худ. движений для Твери выделяется Афон. Наблюдается усиление контактов с южно-славянским миром, искусством Балкан. Это согласовывалось с общерус. движениями, когда в искусстве укреплялись славянские традиции. Центрами этих контактов выдвигаются недавно образованные монастыри - Саввин и Желтиков, последний, возглавляемый Арсением Тверским, играл значит. худ. роль в жизни княжества.

В худ. жизни твер. уделов сказались и междуусобные притязания местных князей. Так, ставший независимым уделом по договору 1375, Кашин ориентировался на Москву и подмосковные центры, в частности, на Троице-Сергиев монастырь. Присоединение Кашина к Твери в 1425 оказалось важным в культ. развитии княжества в целом.

При Борисе Александровиче (1425-1461) наблюдается расцвет местной культуры, центром которой был великокняжеский двор. Теории об избран ности Твери обогащаются темой значимости ист. пути княжества для судеб Руси. Ведется активное строительство в Твери и окрестностях, худ. работы по убранству интерьеров. Устойчивые контакты с Литвой, зап. землями находят отражение в декоративно-прикладном искусстве сер. века.(Рогатина Бориса Александровича, т.н. Арсеньевская панагия). На 1-ю пол. приходится кульминация местного худ. развития. Произведения иконописи обнаруживают стремление к гармонически соразмерным образам, что характерно для всего др.-рус. искусства 15 в. Твер. иконопись 15 в. обнаруживает многослойность истоков, использование редких иконографических типов, или худ. приемов (см. Твер. школа живописи). Несмотря на оригинальность пам. местной школы, наблюдается тесная связь с общерусскими процессами. Особенно значимым в этом плане явл. связь с выдающимся в искусстве направлением, наиболее полно воплотившимся в творчестве Андрея Рублева. Впрограмного памятника изобразительного искусства, отражающего идеологию Твери "новым Римом", можно рассматри вать т. н. "Кашинский иконостас" - иконостас твер. Спасо-Преображенского собора. В нем утвердительно звучит идея единения. Присоединение Твери к Москве в 1485 сказалось в искусстве Твери усилением архаизирующих течений, в то же время Тверь не стала исключением среди рус. княжеств по приобщению к традициям московской школы. Коснулась Твери и характерная для 2-й пол. 15 в. миграция мастеров и ремесленников. Так, твер. мастер Паисий работал в Иосифо-Волоколамском монастыре. Им было создано там большое кол-во монастырских икон, нагробная икона русского князя Ивана Борисовича. Сохранившаяся икона "Троица" (1484-85, музей им. Рублева) по манере исполнения близка к "Кашинскому иконостасу". Возможно, Паисий входил в артель, создавшую этот иконостас, которую можно считать великокняжеской. Икона Паисия создана в период богословских споров о догмате Троицы и живописном воплощении этого сюжета. Учитывая тесную связь с Иосифо-Волоколамским моностырем, стоявшим во главе теоретических обоснований композиции Троицы, нужно признать, что активное участие принимали в этом и твер. культурные силы.

Ставший общерус. процесс перемещения худ. кадров из переферийных уделов в центр. Русь, Москву и наоборот способствовал обогащению и развитию отеч. традиций. Для 16 в. характерно сглаживание индивидуальности школ в пользу общерус. влияний. Наряду с тенденциями сближения с московскими традициями в искусстве Твери создаются произведения, сохраняющие стилевое своеобразие.

Местная строительная традиция известна в типах кубических с главами на барабанах и столпообразных храмов. Особый интерес для характеристики худ. жизни Твери представляет развитие типа живописного убранства столпообразных ярусных и столповых храмов (самый ранний из известных в рус. зодчестве ярусный храм - ц. Иоанна Милостивого Твер. кремля). Твер. земли вошли в орбиту наиболее оригинальных худ. открытий века. Среди них - пятишатровый Борисо-Глебский собор, построенный Грозным в Старице (1557-1561). Его богатое полихромное изразцовое убранство не имеет аналогий, кроме Дмитровского собора под Москвой (рельефные композиции "Распятие", "Спас Нерукотворный", ТГОМ). В твер. владениях Дмитровского князя Юрия Ивановича (1504-1533), Кашине и округе строительно-худ. работы велись артелью мастеров этого князя и обнаруживают московскую традицию (Воскресенский собор в Кашине, Никольский Клобуков и Троице-Калязинский мон. и др.). В артель входили мастера разных земель, в т.ч.известный ростовский зодчий Григорий Борисов, гл. строитель Троице-Калязинского мон. Живопись также исполнялась до 1533 мастерами кн. Юрия, она обнаруживает влияние искусства Дионисия (иконы, миниатюры из Троице-Калязинского мон. в Музее им. А.Рублева).

Твер. ц., мон., а также отд. твер. феодалы владели богатыми собраниями произведений искусства. Редкие худ. произведения перечисленны в духовной грамоте 1346 кн. Анны Микулинской, драгоценная церк. утварь значится в списке даров константино-польскому патриарху твер. епископа Нила (занимал кафедру в 1509-1521). Иконопись 16 в. известна по целому ряду пам., среди них уникальная программная икона "Небесная сень". Особенностью худ. жизни Твери кон.16 в. явл. сближение с искусством городов Поволжья, таких как Ярославль, Нижний Новгород и др. Возросшее значение Волги после присоединения Казанского ханства сказалось на активной жизни поволжских центров. Тверь включается в создание своеобразного "поволжского" искусства. В искусстве твер. земель нашло отражение религиозно-политич. течение кон. 15 - сер. 16 вв. - "нестяжателей" (заволжских старцев),чему способствовала ссылка в Тверь Максима Грека. Идеи "нестяжательства" выразились в увлечении изображений монахов, отшельников, назидательных сюжетов, а также в своеобразном "аскетизированном" изображении святых.

Погром Твери Грозным в 1570 уничтожил оставшиеся опозиционные Москве силы, полит. самостоятельность потеряли Микулин и Старица. С удельными владельцами последней связан расцвет лицевого шитья - мастерская кн. Ефросиньи Старицкой, где создавались выдающиеся произведения (Плащаница "Положение во гроб", 1561, Загорский музей). Для 17 в. характерно обращение к более жизненной передачи форм, распространение светских мотивов, многообразие худ. решений, красочность, декоративнось. Общепризнанным центром становится оружейная палата Кремля. Самобытность произведений разных бывших удельных княжеств определялась местными традициями. Об интенсивности местной худ. жизни говорит общественное строительство, развитие ремесел, стенной, станковой живописи. Для 17 в. характерна деятельность худ. артелей и отдельных мастеров, работавших по всей Руси по заказам. Одним из значительных видов творчества становится скульптура и резьба по дереву. Потребность в большом количестве резчиков и скульпторов вызвала приток мастеров из белорусских и украинских земель. В твер. крае из-за постоянных контактов с западно-славянскими землями ранее чем где-либо получает распространение резная пластика. Об оригинальности создаваемых здесь пам. могут свидетельствовать царские врата ц.с. Островки Вышневолоцкого у. (ТГОМ), в которых в приеме плоской резьбы изображена вьющаяся позолоченная лоза на синем и алом фонах. Живопись в 6-ти круглых клеймах отличается тонкостью письма, а пам. в целом - редкой гармоничностью. Распространенным приемом декорировки явл. эффектного сочетание металлического литого ажурного орнамента, наложенного на часто расписанную слюду. Утвердившееся в 17 в. более новаторское направление в иконописи - в иконостасе ц. Белая Троица (деисусный, пророческий чины, обрезная композиция "Распятие с предстоящими" кон. 17 в. включены в существующий иконостас 1740) иконостас Спасо-Преображенского собора 1790-х гг., ряд икон в собрании ТОКГ). Артелью поволжских мастеров был расписан Никольский собор Николаево-Антониева Краснохолмского мон. Сохранившийся на стенах процарапанный рисунок представляет композицию с поясами сюжетных клейм и отд. большемерными изображениями святых в рост. Росписи Троицкого собора Калязинского мон. исполнялись в 1654 артелью 17-ти живописцев, преимущественно ярославцев и костромичей. Среди них были известные мастера Оружейной палаты Василий Ильин и Иван Филатов (Феоктистов). Лучшие из композиций отличаются одухотворенностью ("Снятие со креста"). В сценах сотворения мира много жизненного, земного в "былье травном" - травах, цветах, деревьях, с особой теплотой написаны птицы, звери, рыбы. В "Построении Вавилонской башни" представлено изготовление кирпича, строительные процессы. Имеется выразительный "исторический портрет" основателя мон. Макария Калязинского в рост.

Твер. города, имевшие крупные худ. мастерские или промыслы в 17 в., начинают приобретать значение общерусских центров: Старица - художественной вышивки, Торжок - золотного шитья, Калязин - кружевоплетение и изразцового дела. Разносторонними центрами искусства становятся Тверь, Осташков. Округа центров Ржев-Осташков-Торопец стали местом формирования своеобразных худ. традиций. Так уже в 17 в. славились худ. представители династий Осташкова, где работало много живописцев, резчиков, мастеров по металлу. Из иконописцев были известны здесь Василий Макеев, Василий Самсонов, Анисим Несмеянов, братья Митины - Сергей, Самсон и Потап и сыновья Сергея Митина "иконника". Наиболее талантливым из них был Потап Митин, в связи с чем последующие поколения династии носили фамилию Потаповых или Митиных-Потаповых. Во 2-ой пол. 17 в. как живописцы работали уже Егор, Макарий, Илья, Гаврила, Фома и Василий Митины-Потаповы. Наиболее известен из них был Макарий Митин-Потапов, вызывавшийся в Москву для написания "персон" в Титулярник Алексея Михайловича (1672).

Своеобразные худ. традиции формировались в твер. землях, заселенных с кон. 16 в. карельскими переселенцами. Эти традиции вошли в культуру края как "искусство тверских карел". В иконописи, в народном искусстве соединяются сев. карельские традиции с местными, что определяет оригинальность пам. Икона 17 в. "Огненное восхождение пророка Ильи" тверских карельских писем - в собрании ТОКГ. Традиции искусства твер. карел утверждаются именно в 17 в., определяя самобытность этого искусства последующих столетий.

В 18 - 1-ой пол. 19 вв. худ. жизнь Твери была насыщенной. Культурные реформы Петра I, подготовленные развитием рус. искусства во 2-ой пол. 17 в., сказались в изобразительном искусстве. Происходит выдвижение на гл. план и дальнейшее формирование видов и жанров, отражающих действительность (портретного, бытового, пейзажного и др.). Стилевые особенности "светского" искусства оказывают заметное влияние на церковную живопись, в которой наблыдается усиление декоративных и жизненных начал.

Твер. мастера стали создателями ряда местных сюжетов с "историческими" портретами деятелей, изображениями архит., природы края. Таковы композиции "Михаил Тверской и его мать кн. Ксенья" (нач. 14 в.), "Михаил (Ярославич) и Арсений Тверские" (известн. с 17 в.), "Савватий Тверской в молении кресту" (сер. 16 в.) и др. В отд. случаях известны авторы: уже упоминавшийся Прокопий (нач. 14 в.), монахи Иов и Нифонт (перв. иконография Нила Столобенского, 1595). Интересны иконографии, посвященные чудесным явлениям икон, среди них "Богоматерь Ржевская или Оковицкая", 1539; создаются оригинальные типы распространенных иконографий, например: "Спаса Вседержителя", имевшего народное название "татарский", который легендарно связывался с иконой-вкладом кн. Симеона Бекбулатовича.

Вклад твер. земель в отеч. культуру в период Древней Руси значителен. В Осташкове сформировались многообразные сюжеты с изображением Нила Столобенского, в т.ч. типы резных по дереву скульптур большемерных церковных и статуэток св. Нила в молении, известных по всей Руси.

В 80-х гг. 18 в. по кол-ву работавших художников выделено три худ. центра: Осташков, Торжок, Тверь. В 18 в. славились крепостные живописцы Тверского Архирейского дома Крыжевы (Крыжовы), Воздвиженские, В.Воронин, Д.Хадруев, Е.Д.Комеженков 1760-1818, первый из тверитян получивший звание академика живописи (работы С.Крыжова, Е.Д.Коженкова имеются в ТОКГ). В связи с деятельностью В.Л. Боровиковского для Торжка в Тверской губ. становятся популярными иконы в стиле "Боровиковского". Среди иконописцев Торжка в это время известны А.Г.Гребенщиков, Н.М.Гузинцев, Н.М.Гус, Е.Ф.Недоносков. Осташков в 18 - 1-й пол. 19 вв. был своеобразным центром искусства. Здесь широко были развиты разнообразные иконописные направления, портретная живопись, декоративная резьба и скульптура, разные виды худ. работ по металлу. Известны осташковские династии художников Колокольниковых, Митиных, Верзиных, Конягиных, Глазухиных, Уткиных и мн. др. Из династии Колокольниковых наибольшую известность получили М.Л.Колокольников и Я.М.Колокольников-Воронин. Твер. мастера вызывались в Петербург и Москву для худ. работ, некоторые оседали в столицах, получали там признание. Произведения осташковских мастеров имеются в собраниях ТОКГ, ТГОМ, Осташковском музее, местных ц.

Регулярная застройка губ. городов началась с Твери, поэтому Тверь привлекла всеобщее внимание, худ. жизнь отличалась интесивностью. О размахе худ. работ свидетельствуют сохранившиеся росписи и фрагменты росписей в архитектурных пам. 18 в., а также ансамбли иконостасов этого времени. Часто живописные и иконописные заказы исполнялись в столичных или поволжских мастерских и привозились готовыми, в иных случаях артели работали на местах. С 1762 Твер. губ. оказалась местом распространения связанных со старообрядчеством т. н. "подстаринных" иконописных произведений. Это было время, когда заметная в экономике страны роль торгово-промышленных капиталов предпринимателей-старообрядцев вызвала гос.указ, разрешающий их проживание в центр. России. Старообрядческим центром в губ. был Ржев.

В 18-19 вв. славились династии твер. иконописцев Гурьевых-Прохоровых-Глазковых, Сухаревых, Пешехоновых, Дешевых, имевшие мастерские в Твери. Для этих мастеров образцом в иконописи была московская Знаменская школа Сапожникова, основателем которой был тверитянин Федор Пешехонов. Мастерская Гурьевых в Твери, кроме местных заказов, регулярно исполняла заказы уральских и сибирских городов. Наибольшей известности достигла мастерская Пешехоновых. М.С.Пешехонов и его сыновья имели мастерские в Петербурге, с которым связано появление своеобразного стиля, подучившего название "пешехоновских писем"( икона "Да молчит всякая плоть", 1853, Музей П.Д.Корина в Москве). Как мастера церк. росписей на руб.18-19 вв. славились живописцы Пановы. Ими исп. росписи твер. ц. Жен Мироносец, св. Екатерины, Иоанна Предтечи.

В 1-й пол. 19 в. для рус. искусства в целом значит. явл. стала деятельность и творчество А.Г.Венецианова, развитие венециановской школы живописи, центром которой более трех десятилетий было с.Сафонково Вышневолоцкого у. Твер. губ. Особенно тесно с краем связаны творческие судьбы местных уроженцев, учеников Венецианова А.В.Тыранова, Ф.М.Славянского, Г.В.Сороки. Из уроженцев края получили известность гравер Н.И.Уткин, живописцы И.И.Творожников, Н.П.Богданов-Бельский, выдающийся художник-педагог П.П.Чистяков и др. С краем были связаны творческие судьбы О.С.Кипренского, М.Н.Воробьева, Г.Г.Гагарина, живописцев Маковских, К.Ф.Юона, И.И.Шишкина и мн. др. Впрактике рус. худ.школы впервые была утверждена массовая работа на пленере на летней базе АХ (Владимиро-Мариининский приют), открытой в 1884 близ Вышнего Волочка (см. Академическая дача им. И.Е.Репина). Здесь бывали и работали многие прфессора Академии и их талантливые ученики, среди них И.Е.Репин, А.И.Куинджи, А.Д.Кившенко, Н.Д.Дмитриев-Оренбургский, Н.К.Рерих, А.А.Рылов, И.И.Бродский и мн. др. Своеобразным центром худ. жизни была дача "Чайка" В.К.Бялыницкого-Бирули на оз. Удомля в Вышневолоцком у. (ныне Удомельский р-н). С имением Домотканово (Тверской у.) связана творческая и педагогическая деятельность В.А.Серова (1865-1911). Твер. земля стала местом формирования многих начинаний в русском пейзаже, в крестьянской тематике в искусстве (А.Г.Венецианов и его школа - И.И.Левитан, А.А.Серов, С.Ю.Жуковский, А.В.Моравов и др.). В развитии оригинальных стилевых направлений в декоративно-прикладном искусстве сыграли роль крупные предприятия худ. пром-сти: фаянсовая ф-ка Ауэрбаха, впоследствии М.С.Кузнецова (Корчевской у.), Вышневолоцкая ф-ка Болотиных, з-д Гужева (д.Чернятка Вышневолоцкого у., скульптор Н.В.Анненский) и мн. др. (см. Художественный фаянс, Художественное стекло).

В отличие от многих губ., где традиционные мотивы иногда значительно трансформировались, народное искусство твер. края было наиболее архаичным. Наряду с рус. Севером твер. земля остается хранителем народных традиций, в этом роль твер.мастеров приобретает характер исключительности.

Для Твери был характерен обелиск, колонна: пам. Екатерине, 1777, по проэкту Ю.М.Фельтена, Тверь, не сохр., пам. А.Ф.Головинскому, Тверь и др.

В губ. имелись худ. коллекции, получившие широкую известность (коллекции кн. Куракиных, кн. А.А.Ширинского-Шихматова, промышленника С.П.Рябушинского, Твер. Путевого двор ца, Архиерейского дома и др.).

В худ. жизни заметную роль сыграли Тверской музей (1866) и Тверская губернская ученая архивная комиссия (1884).

Значит. событием в культ. жизни Твери 20 в.стали худ. выставки, организованные Твер. обществ.-пед. кружком в 1909-13. На них было представлено св. 1100 произведений живописи, скульптуры, декорат.-прикладного иск-ва, в т.ч. худ. А.Е.Архипова, Д.Д.Бурлюка, Н.С.Гончаровой, П.П.Кончаловского, М.С.Сарьяна, а также местных художников.В 1910 состоялась выставка В.Д.Полякова (56 картин).

В целом за период до 1917 с Твер. губ. связаны многие выдающиеся открытия в искусстве, формирование наиболее передовых, основопологающих направлений.

Худ. жизнь первых послерев. лет отличалась большим своеобразием, насыщенностью. Лучшей стороной ее был энтузиазм, массовое обращение к творчеству. Получил широкое распространение характерный тип празднования рев. дат и событий с привлечением разных видов искусства. В связи с празднованием 1-й годовщины рев-ции были организованы спец. комиссии, широко привлекались художники. В Твери и уездных центрах празднование стало событием худ. жизни.

Утверждение "Плана монументальной пропаганды" (1918) определило программу искусства. "План" дал толчок развитию в крае монументальной пластики. Многие скульптурные монументы были открыты в 1918-20-е гг. Повсеместно устанавливались мем. доски, пам. в виде обелисков (пам. В.В.Грацинскому, Ржев, 1918, пам. "Павшим борцам за мировой Октябрь", Тверь,1924). Ряд пам. не был воплощен, но сохранившиеся эскизы свидетельствуют об интенсивной работе в этом направлении. В большинстве случаев устанавливались произведения московских авторов. Среди них оригинальные бюсты К.Маркса Г.Д.Алексеева (Осташков, Калязин), Б.В.Лаврова (Тверь, разрушен в 1991), единственная отливка монумента В.И.Ленина С.Д.Меркурова (Тверь, 1926, разрушен в 1941). С.Д.Меркуров отлил ряд портретов Ленина на местном вагоностроительном заводе, работал над обелиском "Павшим за мировой Октябрь". Худ. жизнью Твер. губернии руководил губ. отдел народного образования и Твер. Пролеткульт (1918 - 1925). Прежняя система культурной жизни подвергалась коренной ломке. Становление "пролетарской культуры" оказалось болезненным, не лишенным идеологических ошибок, что наложило отпечаток и на худ. жизнь тех лет (например, утверждение атеизма повлекло за собой отрицание и гибель многих произведений искусства, связанных с отправлением религиозных культов).

Привлечение широких масс к творчеству вызывало к жизни народные университеты, многочисленные худ. кружки и студии при клубах и Народных домах, курсы рисования и изучения ремесел на текстильных фабриках, предприятиях. Уже в 1917 худ. секция действовала в с. Толмачи при обществе Народного дома (Лихославльский у.). В 1919 в губ. насчитывалось 56 студий изобразит. искусств. В Бежецке функционировала школа живописи, рисования и лепки. Новые учебные заведения - Свободные гос. худ. мастерские - открылись на даче "Чайка" (1918 - 1922), в В. Волочке (1919), Твери, Весьегонске (1920 - 1922). Худ.-пром. студия при Свободных мастерских в Твери стремилась возродить народные традиции; изготовленные здесь ларцы, полотенца, керамика и др. экспортировались за границу. Твер. мастерские были преобразованы в Твер. худ. техникум. Работали учебно-худ. мастерские: Новоторжская золотошвейная и кружевная учебно-показательная, по обработке дерева на Малом хуторе (Кумординская вол.), Вышневолоцкая и Сосновицкая школа по красильно-ткацкому производству и др. В крае работало значительное число проф. художников: В.К. Бялыницкий-Бируля, Н.П. Богданов-Бельский, А.Е. Архипов, К.А. Коровин, В.В. Рождественский, Н.А. Каретников (дача "Чайка"), М.К. Соколов, Т.К. Краснов, М.П. Серегин, В.А. Бартоломей, Н.Г. Осмоловский, А.Ф. Сафронова (Тверь), А.В. Скалон (В.Волочек), И.М. Костенко, А.Н. Самохвалов (Бежецк), С.Я. Шлейфер (Весьегонск), А.П. Шведов (Ржев) и др.

Проводились выставки местных и московских художников, искусства прошлых столетий из Гос. музейного фонда, в т.ч. в 1919 (первая в сов. время) выставка художников-передвижников В.Н. Бакшеева, С.Ю. Жуковского, В.К. Бялыницкого-Бирули, Н.П. Богданова-Бельского и др. с участием местных авторов. В 1927 на 4 ржевской худ. выставке были представлены произведения П.П. Кончаловского, И.С. Ефимова, Н.Я. Симонович-Ефимовой, В.А. Ватагина.

Получили развитие формы агитационно-массового искусства, характерно распространение графики, особенно печатной, плакатов, получивших название "Окон РОСТА" (Плакаты твер. художника К.С. Первухина хранятся в ТГОМ). Новые течения - поиски выразительности "пролетарского" искусства - имели малое распространение в крае. Преобладали рев.-символические тенденции и традиционные для русского релистического искусства искания. Оплотом этого направления было Твер. отделение Ассоциации художников рев. России (1922-1932). Особенностью худ. жизни было изъятие ценностей из церквей, монастырей, национализированных усадеб. Разорялись очаги культуры, традиционные собрания худ. и ист. памятников, которые поступали в музеи уездных, губ., столичных городов. Многое было обречено на гибель - архитектура, росписи, иконостасы и др. Наиболее интенсивно "работа" велась в 1919-24. Национализированные предприятия худ. пром-сти выпускали изделия по старым образцам. Новыми в ассортименте стали "агитфаянс" и связанные с рев. символикой рисунки текстильной продукции. В 1928 образуются гос. артели в центрах худ. шитья.

После Постановления ЦК ВКП(б) "О перестройке литературно-художественных организаций" (1932) были распущены многочисленные худ. объединения и образован единый Союз сов. художников. В 1932 организовано кооперативно-производственное товарищество Всерос. союза работников изобразительного искусства "Калининский художник" (с 1953 - переименовано в худ. мастерские Кал. обл. худ. фонда РСФСР), в 1933 - филиал Московского обл. Союза сов. художников, к-рые возглавляли творческую, метод. работу по изоискусству, худ.-оформительскую работу. Наибольшую известность имели студии при Домах художественного воспитания детей и народного творчества, где преподавали Н.Я. Борисов, В.Ф. Савина, С.П. Чернышев, И.Т. Синяков, Т.К. Краснов. Худ. центром оставалась дача "Чайка", в окрестностях к-рой работали московские, ленинградские, тверские живописцы, был создан ряд значительных произведений. В 1920-е гг. исполнил свои лучшие произведения в стиле народной пластики кимрский скульптор-самоучка И.М. Аболяев.

Создание худ. лаборатории на Конаковском фаянсовом заводе (1934) вызвало приток творческих сил. Формируется самобытный стиль конаковского фаянса. Завод был отмечен "Гран-при" на Всемирной выставке в Париже (1937).

Активиации худ. жизни способствовало открытие картинной галереи (1936 - на правах филиала краеведческого музея, 1937 - самостоятельного музея), производившей с 1936 выставки совр. и классич. искусства. Оживленную работу музеев в крае подорвало закрытие многих районных музеев (1937-1938). Имели место передачи произведений, продажа через антиквариат.

В 1939 создано Калин. отделение Союза сов. художников. В городах обл. проводились тематические, персональные, передвижные и стационарные выставки местных художников, мастеров сов. искусства, худ. наследия.

Война нанесла непоправимый урон худ. и культурным ценностям. Были уничтожены произведения монументальной скульптуры, архитектуры, музейные коллекции, библиотеки, архивы. Война обусловила распространение в искусстве графики, полит. карикатуры, сатирических листков, плакатов "Окна ТАСС". Значительное кол-во последних, бытовавших в Калинине, собрано сотрудниками музея и галереи (хранятся в ТОКГ, ТГОМ, ГАТО). На Калининском фронте и в освобожденом Калинине создано много живописных и графических произведений Ф.А.Модоровым, А.М. Лаптевым, Л.Ф. Головановым, М.П. Бобышевым и мн. др. После освобождения города, еще в военные годы, были восстановлены отдельные скульптурные монументы, многие формы худ. жизни. Возобновили работу товарищество "Калининский художник", обл. Союз художников. Открываются для посетителей и продолжают выставочную работу временно объединенные музеи и галерея. Организуются в Калинине артели "Художественные изделия" (1944), "Строчевышивка" (1946).

В 1945 открылась детская худ. школа. Среди местных живописцев можно назвать К.С. Первухина, А.В. Марышева, К.М. Назаревского, А.Н. Умеренкова, К.С. Швайцера, М.Г. Коваленко (Калинин), И.М. Кузнецова (Бежецк), И.И. Митрофанова (Торжок), Н.Г Дутова (Кимры) и др. Выдающимся событием было возрождение "Академической дачи" (1948), ставшей Домом творчества, метод. и проф. центром Союза художников РСФСР. Со 2-й пол. 1940-х гг. в проф. росте художников КОСХ занимают особое место Дома творчества СХ РСФСР и СХ СССР, особенно "Академическая дача". Тесная связь с ней обусловила стилевую направленность твер. искусства. В это время характерно развитие живописи, графики (в виде рисунка), акварели, гравюра развития не имела. С кон. 1940-х полноправным видом местного искусства становится скульптура. Пейзаж утверждается как основной жанр в твер. живописи. В этом сказалась не только направленность творчества отдельных мастеров, но и традиция - преобладание пейзажа в искусстве края на рубеже 19-20 вв.

Искусство кон. 1940-х - 1950-х гг. предстает в стилевом единстве , образы пронизаны мажорными интонация- ми. Творческая активность КОСХ проявилась в участии на союзных, республиканских, художников Поволжья и многочисленных местных выставках. Складывается основное ядро твер. художников, определивших развитие искусства края до нач. 1970-х гг. Среди них скульптор А.М. Сперанский, живописцы В.Ф. Шумилов, В.И. Волков, Н.А. Комиссаров, Н.И. Смирнов, С.А. Тикунов, В.И. Соколов, графики Е.Д. Светогоров, Е.А. Могило и др. Плодотворно работали художники театра Л.Н. Тимофеева, В.С. Соколов. Отдельные спектакли оформлялись М.П. Бобышовым (1943, пьеса А. Каплера "Партизаны"), В.А. Фаворским и В.Б. Элькониным (1946, пьеса С. Вургуна "Хосров и Ширин"). Худ. оформление интерьеров драматического театра представлено обилием лепного декора и живописных панно (1952, архит. А.П. Максимов, П.В. Кухтенков).

Значит. успехи местной худ. пром-сти. Получает развитие производственная база, укрепляются худ. коллективы. Создаются не только авторские произведения. Массовая продукция также отличается высоким худ. уровнем. В конаковском фаянсе утверждается широкая кистевая роспись, рельефные поливные издания. Стеклозавод "Красный Май" с конца 1950-х гг. становится во главе технологических разработок по сульфидно-цинковому стеклу, обладающему оригинальными декоративными качествами, и успешно завершает эту работу.

В этот период устанавливаются скульптурные монументы, определившие лицо Калинина, и ряд пам. в районах. Это пам. В.Я.Шишкову (1949, Бежецк), М.И.Калинину, Афанасию Никитину (оба 1955), В.И.Ленину, И.А.Крылову (оба - 1959), декоративная композиция "Мир" (1957, скульп. Л.А.Кардашов) - в Калинине. Заметным явлением была установка памятников-бюстов героям войны - летчикам - В.И.Андрианову (1950, пос.Сонково), А.В.Алехину (1953, пос.Кесова Гора, оба - скульп. А.С.Кондратов, архит. А.И.Сотников) и А.С.Смирнову (1951, пос.Рамешки, скульп. Н.В.Томский, архит. Л.Г.Голубовский). В Осташкове открыт "Памятник партизанам Великой Отечественной войны"(1958).

Стилевые особенности искусства 1960 - 70-х гг. отличают большой лаконизм, цельность, особая роль силуэта, декоративность цвета, пластика линий и форм. Т.н. "суровый стиль" в крайнем своем проявлении не получил развития в твер. искусстве. Продолжают играть значительную роль "Академическая дача", традиции отеч. живописи, в частности "Союза русских художников" - объединения руб. 19-20 вв. В 1960 - 70-е г. твер. живописцами созданы выразительные тематические полотна, разнообразно решение портрета, пейзажа, натюрморта. В графике утверждаются печатные виды - линогравюра, литография, офорт, ксилография. Кроме названных художников широко экспонируют творчество А.Ф.Дубов, Н.В.Дочкин, Б.С.Запруднов, Б.И.Васильев, В.И.Москаев (живопись), А.М.Хмылев (монументальное искусство, графика), И.С.Хмылева (скульптура), С.С.Кулемин, Г.Ф.Зайцев, А.Е.Коршунов, Р.Н.Благовещенский (графика-акварель), А.Г.Бабаев (гобелен) и др.

Большими творческими достижениями отмечены эти десятилетия у коллективов художников стекольной и фаянсовой пром-сти, активно включившихся в процесс новых стилевых исканий в искусстве. Созданное ими - заметный вклад в культуру края. На стеклозаводе в Калинине (1967) утверждается как направление своеобразная стеклопластика из полых трубок - стеклодротов. Формируются и утверждаются худ. коллективы на Калининском хл.-бум. комб-те, на пр-тиях худ. промыслов. В 1960 создаются Производственное объединение строчевышитых и золотошвейных изделий "Калининские узоры" и "Калининское производственное объединение художественных изделий и игрушек". С 1960-х гг. мастера в разных видах искусства своим творчеством определили КОСХ и местные промыслы как заметные коллективы художников в РСФСР. Еще более это укрепляется в 1970-е и в последующие годы: возросло представительство твер. мастеров на всес., республиканских выставках, а также зональной "Большая Волга" и многочисленных за рубежом - в Канаде, Англии,Японии, ГДР, ПНР, Чехословакии, США,Венгрии, Франции, Румынии, Италии,Югославии, Болгарии и др. В 1965, 1972, 1977, 1984 проведены выставки местных художников в Финляндии в г.Хямеенлинне, в 1978 - самодеятельных художников и народных умельцев Торжка в городе-побратиме Савонлинне. Широко проводились выставки в крае - персональные и тематические.

Открывается ряд пам. В.И.Ленину, М.И.Калинину, пам.-бюст Герою Сов. Союза Е.И.Чайкиной (скульп. Н.В.Томский, 1965, пос.Пено, Осташковский р-н), пам. А.П.Вагжанову (Калинин, 1967, скульп. А.М.Сперанский, архит. В.И.Образцов). Установлены пам.А.С.Пушкину: памятник-бюст (1972, скульп. Е.Ф.Белашова, архит. В.А.Фролов), пам. "Пушкину" (1974, скульп. О.К.Комов, архит. Н.И.Комова, В.А.Фролов) - оба в Калинине, пам.-бюсты в Торжке, с.Берново Старицкого р-на (скульп. У.И.Рукавишников). Установлены пам. И.Е.Репину (1974, "Академическая дача"), М.Е.Салтыкову-Щедрину (1976, Калинин) - оба скульп. О.К.Комова, единственный в своем роде пам.Учителю (1974, Торопец, скульп. Ю.Г.Орехов, В.Х.Думанян), пам.-бюсты А.Н.Туполеву (1978, Кимры, скульп. Х.Б.Геворкян), А.С.Попову (Удомля, скульп. М.Г.Литовченко). В эти десятилетия происходит осознание народного подвига в годы Вел. Отеч. войны, появляется ряд мем. ансамблей в архитектурно-скульптурных формах: "Обелиск Победы" в Твери, обелиски во Ржеве, Зубцове, Старице, Бежецке и др., памятники железнодорожникам в г.Бологое (1970, скульп. А.И.Бурганов, архит. А.П.Усачев).

В 1974 в Калинине открыто худ. уч-ще, с 1980 носящее имя А.Г.Венецианова. Состав твер. художников пополнили живописцы А.В.Морозов, Н.Л.Цикулина, А.П.Сокуренко, А.И.Голубцов, Т.Б.Голубцова, скульпторы Е.А.Антонов, А.С.Буров, графики Г.П.Клюшин, А.Ф.Перфильев, Л.Г.Юга, Н.А.Перлов и др.

В послед. десятилетие интенсивность выставочной деятельности не снижается и приобретает качественно новые, своеобразные оттенки. Твер. художники изобразительного и декоративно-прикладного искусства, промыслов, самодеятельного искусства и народного творчества принимают участие в крупных отеч. выставках, среди них посвященные знаменательным юбилеям: 600-летию Куликовской битвы, 1980; 40-летию Победы в Вел. Отеч. войне, 1985; 60-летию СССР, 1982. Празднование 100-летнего юбилея "Академической дачи" (1984) отмечено рядом выставок в Твер. галерее, открытием музея на "Академической даче". Увеличивается кол-во выставок за рубежом. Экспонируются не только произведения современных мастеров, но проводится и целый ряд музейных выставок в ПНР, Финляндии, Германии. В кон. 1980-х - нач. 1990-х гг. часто с выставками выезжают авторы, стали привычными творческие поездки художников за рубеж.

Выставочная деятельность в Твери и городах обл. оживилась с открытием новых выставочных залов, экспозиционных площадей. Свою роль здесь играют и народные картинные галереи в крае.

1970-е - 80-е гг. отмечены активным музейным строительством: появляются новые музеи, новые филиалы ТГОМ и ТОКГ. В крае меняется музейная структура - Твер. обл. краеведческий музей выступает центром объединения всех краеведческих музеев обл., получает название Твер. гос. объединенного музея. С развитием сети музеев в обл., реставрацией пам. архитектуры с наличием стенной живописи (Троицкий, Воскресенский соборы Осташкова и др.) худ. жизнь обогатилась возможностью обзора этих пам., широкого доступа к высоким образцам искусства прежних эпох.

Памятник А.Г.Веницианову в Вышнем Волочке

Из монументальной пластики 1980-х гг. можно отметить пам. А.Г.Венецианову (1980, Вышний Волочек, скульп. О.К.Комов, архит. Н.И.Комова), пам. "Договору тысяч" (Тверь, 1982, скульп. Е.А.Антонов, архит. В.А.Фролов), пам.-бюст маршалу Сов. Союза М.В.Заха рову в Старице. Оригинальной формой худ. практики последних лет стало проведение в Твери скульптурных семинаров Союза художников (работа над произведениями велась в пос. Эммаус Калининского р-на). Многие из созданных пластических произведений в камне установлены в парках и скверах Твери. С конца 1980-х гг. широко экспонируется творчество "неформальных" художников, наблюдается демократизация худ. жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Поисковая страница              Общие сведения