ЕРЕТИКИ ТВЕРСКИЕ


 

 

ЕРЕТИКИ ТВЕРСКИЕ, противники офиц. православной религии и церкви. В 14-15 вв. Тверь была одним из центров еретического движения. Представителями религ. оппозиции выступали твер. епископ Федор Добрый, а затем Евфимий Вислень, имевший единомышленников среди мирян и духовенства. Взгляды Федора нашли отражение в полемике с Василием Каликой. Он утверждал, что свет, озаривший Христа и апостолов в момент преображения, был свет истины; также иносказательно толковалось понятие рая ("Распря о рае"). Возникла "тверская распря", Федор был отстранен и ушел в Отроч мон., где умер в 1367. На рубеже 14-15 вв. произошел новый всплеск религ. борьбы, когда твер. епископ Евфимий Вислень выступил с критикой православной церкви. Его поддерживал моск. митрополит Киприан. В 1390 Е. Вислень был отстранен от должности и помещен в Чудов мон. Назначенного в Тверь епископом Арсения население епархии встретило враждебно. Смерть его в 1409 вызвала новое брожение. Это указывает на то, что религ. оппозиция существовала в Твери и в 15 в. Во 2-й пол. 15 в. в Твери снова проявился дух свободомыслия. В этот период распространились идеи антитринитариев, отрицавших учение о троице и в ряде случаев своеобразно выражавших свободомыслие. Вероятно, под их влиянием оказался твер. купец и путешественник, автор "Хождения за три моря" Афанасий Никитин. После собора 1490 православная церковь усилила преследования еретиков, и реформаторское движение стихает. Лит.: Клибанов А.И., Реформационные движения в России, М., 1960; Сорина Х.Д., Урбан Ю.Н., Из истории Верхневолжья, Калинин, 1976, в. I.