СТАНЦИЯ "ТВЕРЬ"


 

 

СТАНЦИЯ "ТВЕРЬ", памятник, произв. архитектуры сер. 19 - нач. 20 вв., сооружен в ходе стр-ва и эксплуатации С.-Петер.- Московской-Николаевской (ныне Окт.) ж. д. Комплекс включает здания производств., адм. и культурно-бытового назначения: "островной" вокзал (ж. - д. пути проходят с двух сторон), построен в 1847-52 по типовому ("образцовому") проекту архит. Р. А. Желязевича (автора проектов и др. осн. зданий) в рус. -византийском стиле с элементами флорентийской архит. ("окна в браманте"). Здание кирпичное, оштукатуренное, одноэтажное, с скругленными торцовыми фасадами, обведено галереей (на чугунных колоннах) для выхода пассажиров на перрон. Состояло из залов 1-го - 3-го кл., кассового, багажного и телеграф. отделений, буфета, кухни. В зап. части - т. н. императорское отделение (5 комнат) для отдыха членов царской семьи во время поездок из Петербурга в Москву. В интерьере - зеркальное стекло, мрамор, дубовый паркет и т. п. Комплекс включает также: станционные пути, круглое депо, разделенное на 22 "стойла" для стоянки и ремонта локомотивов, с поворотным кругом в центре (1851), нефтекачку (1890); казармы, мастерские, школу, жилые дома рабочих и служащих (все нач. 20 в.), ц. Св. Александра Невского (1893, не сохр.). Подобные комплексы были возведены по единому плану вдоль ж. д. в М. Вишере, Бологом и др. Несмотря на разрушения во время Вел. Отеч. войны (1941), памятник сохранился и используется по назначению.