ОДЕЖДА ТВЕРСКИХ КАРЕЛ НАЦИОНАЛЬНАЯ


 

 

ОДЕЖДА ТВЕРСКИХ КАРЕЛ НАЦИОНАЛЬНАЯ. Одежда верхневолжских карел в целом близка к национальной русской одежде, что свидетельствует о тесном соприкосновении карел с русской культурой. Вместе с тем одежда тверских карел лучше сохранила карельскую орнаментику, чем национальная одежда в самой Карелии. Женский комплекс национального костюма тверских карел состоял из сарафана, головного убора сорокки и пояса, богато орнаментированных. Рубаху ("ряччиня" или "шоба") шили из льняного холста, она являлась одновременно верхней и нижней одеждой. Наиболее своеобразным типом рубахи была рубаха с "воротушкой" - прямой кокеткой, собранной у ворота из красного ситца. Плечевая часть рукава богато орнаментировалась, вдоль рукавов шли полосы из узорного тканья или вышивки, украшенные блестками, под рукавом - ластовки ("кайнолпкайкка"). Другой тип рубахи подобен "новгородке", когда рукава пришивались непосредственно к вороту. Поверх рубахи носили сарафан. Наиболее старинный тип - косоклинный, широкопройменный сарафан, сшитый из синего крашенного холста. Позднее появился "московский", или "круглый", прямого покроя сарафан с узкими лямками - "красикко", если его шили из домотканой крашеной материи и "ферязь" - если из покупной. Пояс ("вюо") у карел был необходимой принадлежностью как женского, так и мужского костюма. Он служил свадебным подарком родне жениха. Существовали тканые пояса разных типов плетения с геометрическим узором в виде полос, косых столбиков, ломаных линий вытканных слов "Милый мой не забывай, дарю - не теряй", "Кого люблю, того - дарю". Бытовали и покупные: шелковые, плетеные, кожаные и металлические пояса. Пояс продевался в кольцо, к которому прикрепляли медную цепь ("чиеппи") для ношения ключей, игольников, гребней, оберег и т. п. Ходить без пояса считалось грехом. Головной убор у карельских женщин, как и у русских, отличался от девичьего, что связано с прической. Девушки заплетали волосы в косу и носили ее распущенной, а головной убор - ленту повязывали вокруг головы, закрепляя сзади. Праздничная лента шилась из парчи, шелка, украшалась бахромой, блестками. Наиболее старинной и сложной формой головного убора замужней женщины была сорока ("сорокка") весьегонского типа. Она состояла из трех частей: верхней, украшенной вышивкой; задней - позатыльника ("зательникка") и нижней ("самсури" или "верконе") - близкой по типу к русской лопатообразной кичке. Сорока богато украшалась, особенно свадебная. Украшение отражало социальное положение женщины, ее возраст. Свадебные сороки вышивались золотом и серебром, блестками; вышивка обшивалась фабричной тканью, тесьмой, бархатом и отличалась большим разнообразием орнаментики. До XVIII века в женской одежде было много украшений из металла (фибулы, пряжки, подвески, блестки, бляшки, поясные кольца), которые сохранились в незначительной степени до нач. ХХ века. В конце XIX - нач. ХХ вв. бытовали янтарные украшения, медные и серебряные цепочки, ожерелья из разноцветного бисера в виде жгута. Национальную одежду мужчин составляли: рубаха ("пайда") из холста; пояс ("вою") (тканый или ременный) и порты ("куадиет") из домотканины, собиравшийся вокруг талии на шнуре. Обувью служили кожаные туфли ("кенгет"). Рубаха (длиной до колен) имела туникообразный покрой с ластовицами ("кайнолопайкка" - вставка под рукавом) из кумача; имела разрез на левой стороне груди, обшитом черным шнуром. Рубаха была единственно и одеждой карельского парня до женитьбы. По праздникам надевали суконный сюртук или пальто. Верхняя одежда (мужская и женская) мало отличалась от русской. Носили зипуны (род кафтана из домотканого сукна с "фантами" - клиньями по бокам) и такого же рода кафтаны из грубого белого холста, который надевался поверх другой одежды. Подобная одежда ("окайдо") бытовала у вепсов и у русского населения Осташковского уезда под названием ("белый балахон"). Мужчины и женщины носили полушубки из домотканого сукна или овчины с отрезной спинкой и сборами у талии. Чисто карельской обувью у женщин были наголенники ("калжут") - длинный чулок из холста, обвивающий ногу горизонтальными складками, украшенный тканным узором или кумачом. С "калжут" носили кожаную обувь - коты ("котат") или берестяные ступни ("ступнит"). Женская и мужская обувь калишки ("кенгет") носилась с холщовой портянкой ("хатерат") и льняными сборами ("паглат"). С XIX века рабочей обувью были лапти ("луапоттит"). В комплексе народного костюма тверских карел сочетаются древние элементы с поздними наслоениями. Особенностью его является рубаха с "воротушкой", головной убор "самсури", обувь "калжут" и "кенгет", металлические украшения. Орнамент насыщен изображениями животных: оленя-лося, водоплавающей птицы; поля ткани покрыты горизонтальными или диагональными рядами.